» » Маленькие незрячие дети в мире дельфинов

Маленькие незрячие дети в мире дельфинов

Категория: О развитии детей
Я хочу открыть своему ребенку весь мир, но я не знаю, как..!?\\\"\r\nСкажите мне, когда (с какого возраста) надо учить незрячего малыша слушать шорох падающей листвы, ловить губами капли дождя, различать кончиками пальцев кору деревьев? Когда протянуть ему тёплый, пахнущий молоком комочек щенка или котёнка, и вложив его ладонь в свою, показать, что такое беззащитность, любовь и ласка? Когда уже можно дать ему ощущение силы ветра, чувство скорости и одиночества ...? Когда нужно научить незрячего малыша летать?\n \r\n\\\"Наше утро начинается, когда мы открываем глаза... Твоё утро начинается немного по-другому. Сначала ты слышишь мой голос, затем чувствуешь мои прикосновения... Я беру тебя на руки и несу к окну. Мы ловим щеками солнечные лучи, мы трогаем пальцами солнечный свет... Чуть позже я поставлю в тёплую воду жёлтую краску, и мы нарисуем на листе бумаги солнце...\\\" - это было несколько лет назад.\nОщущение тепла, вид дерева за стеклом, твои пальчики в тёплой жёлтой краске... Я вспомнила об этом, наблюдая, как дельфин на представлении в Дельфинарии, \\\"рисует\\\" свои картины. Кисточку заранее обмакнули в краску и дельфин, сжав её зубами, неловко скользит по листу ватмана, затем цвет меняют и через несколько мгновений рисунок готов. Как этот рисунок напомнил мне рисунки наших детей...!\nЯ закрыла глаза и подумала о том, что миллионы обычных людей никогда не видели дельфинов, никогда не прикасались к ним. Сразу же пришла в голову мысль о том, что, держась за упругий плавник и ныряя с дельфином под воду, моя девочка получит совершенно другое представление об этом мире. Именно дельфин раздвинет границы восприятия действительности, покажет ей глубину своей стихии - воды... Эта мысль потрясла меня. Теперь я знала, что еще одна грань восприятия - жизнь под водой животного, который отличается высоким интеллектом, потрясающей коммуникабельностью, красотой и грациозностью может быть \\\"увидена\\\" моим ребенком.\nЧерез неделю я привела на занятия по дельфинотерапии в Утришский Дельфинарий первого слепого ребёнка, через месяц их уже было шесть человек. Через три месяца я сама встала на помост в роли инструктора. Так, несколько лет назад начинался проект: \\\"Дельфинотерапия для незрячих детей\\\", который в ходе работы показал нам, что из всех целей, поставленных нами, самая главная - это просто расширение границ восприятия незрячих малышей, эмоциональный и чувственный окрас всего, что происходит с ними рядом с дельфинами. Именно тогда возникла идея о дельфинотерапии, как о части эмоционального воспитания слепых детей .\r\n\\\"- Мама, ты знаешь, когда я лежу на дельфине, в воде, я чувствую его как бы животом. Он такой упругий и соленый, он хочет со мной играть.\nМама, знаешь, он специально толкнул меня хвостом... Можно я поцелую его? Смотри, мама, он пристает ко мне!\\\"\n \r\nЗаниматься с незрячими малышами мне стала помогать сотрудница Утришского Дельфинария - Бутова Елена, врач педиатр по образованию, которая до этого уже в течение трёх лет занималась с детьми - инвалидами дельфинотерапией.\r\nЗадачи, которые мы вначале поставили перед собой были очень просты:\r\n- расширить понятийный аппарат ребенка (гладкий, скользкий, упругий, мягкий, звонкий и т.д.)\r\n- сформировать новые образы (дельфин, бассейн и т.д.)\r\n- улучшить пространственную ориентацию (близко, далеко, справа, слева, снизу, сверху и т.д.)\r\n- улучшить тактильное восприятие (афалины и белые киты отличаются друг от друга структурой кожи, у животных на теле очень много характерных шрамов, по которым их можно узнавать)\nЗанятия проходили один раз в неделю и длились по полчаса. Четыре дельфина и два белых кита работали вместе с нами (обычно в воде находились 2-3 дельфина и 1 белуха). Дельфины охотно выпрыгивали на помост, разрешая детям обследовать себя, и мы сразу же проводили сравнительный анализ тела дельфина и ребёнка: \\\"Посмотри, какая у него кожа и потрогай свою. Найди его правый плавник, я не пойму какой он формы? Посмотри, где находятся у дельфина глаза, и посмотри, где у тебя и т.д\\\". Лёжа животом на помосте, мы руками старались найти дельфина в воде, почесать и погладить его.\nHe сразу мы научились играть с дельфинами в мяч, потому что дети не могли увидеть, в какую сторону он летит. Но зато мы прекрасно ориентировали их на звук. Держа за руки незрячего малыша, я стоя на помосте опускала его в воду и он вставал ногами на дельфина или белуху, которые подплывали к нам. Мы стали подражать их голосам и различать разговоры дельфинов и белух. Мы научились ласкать их и как только они выпрыгивали на помост наши дети быстрее других тянули к ним руки.\r\nВ мае 2001 года мы вывезли группу незрячих детей (6 человек в возрасте от 3 до 6 лет) в Санкт-Петербург для проведения курса (10 дней) контактного плавания с дельфинами в воде.\r\nПрограмма в г. Санкт-Петербурге складывалась по следующему плану:\r\n \n15 минут работы на площадке и 15 минут в воде.\r\nПятнадцать минут работы на помосте включали в себя более детальное знакомство с дельфином:\r\n- измеряли дельфина в длину количеством шагов или ребенок ложился рядом с ним, сравнивая размеры своего тела и тела дельфина\r\n- \\\"здоровались\\\" с дельфином всеми частями своего тела: пальцами, локтями, животом, коленками, ухом, носом, спинкой, попой и губами.\r\n- \\\"смотрели\\\" руками (часто рука в руке), где расположены у дельфина глаза, много ли у него зубов, где находятся плавники (похожи они на наши руки или нет)\r\n- развивали умения выражать свои чувства и эмоции\n \r\n- \\\"свободное время\\\", когда ребенок мог делать с животным то, что хотелось ему самому.\r\nВторая часть включала в себя плаванье с дельфином в воде. Для нас было самое главное, чтобы ребенок был готов к контакту с дельфином именно в воде:\r\n\\\"Посмотри, дельфин улыбается тебе и зовет тебя поплавать. Дотронься до него, у него такая нежная, упругая кожа... Позови его... Когда наш первый незрячий малыш спрыгнул с помоста к дельфину, чтобы, наверное, просто быть рядом, мы были счастливы.\r\nПроработав год в Москве, мы в апреле 2002 года снова выехали в Санкт-Петербург. Эта поездка еше раз доказала мне, что возможности незрячих детей практически безграничны, если только вы сами очень хотите помочь им.\n \r\nОтрывок из моих записей, сделанных в Санкт-Петербурге:\r\nВ дельфинарии одна из стен метров 25 длинной, стеклянная и поэтому солнечные лучи врываются в это громадное пространство и пронизывая зеленоватую воду насквоз, играют бликами на темных спинах животных. Ты сидишь и вслушиваешься в медленные всплески воды. Мне кажется, что пока ты ещё не с нами, ты думаешь о чем-то о своём. Дельфин тихо подплыл и осторожно ткнулся головой в твои ноги. Мои руки опережают твои, я ласкаю дельфина, и ты тоже начинаешь тянуться к нему.\r\nТы ложишься на живот, твоя голова почти у воды, а руками ты стараешься удержать дельфина рядом с собой: \\\"Не уплывай, давай будем играть\\\". И вот ты уже в воде и почти лежишь на нём, ты имитируешь его голос так, что я потрясена. Я не сдерживаюсь и включаюсь в игру: \\\"Я так люблю тебя. Я хочу рассказать тебе, как это здорово быть дельфином.\\\"\r\nЯ не знаю, почему я это сделала, но ты замолчал, и через секунду чуть изменив голос ответил: \\\"Я тоже люблю тебя. Теперь ты всегда будешь со мной говорить?\\\".\r\nИ я рассказываю, как я люблю свободу, какая зелёная вода в бассейне на глубине, и немного голубоватая, где мельче.\r\nЯ рассказываю тебе, что вода такая же ласковая, как ветер, когда он теплый. Я предлагаю нырнуть тебе под воду и послушать разговоры дельфинов на глубине. Ты опускаешь голову под воду совсем чуть-чуть и сразу же начинаешь тереть глаза и трогать губы - вода очень солёная. Ты держишься за плавники, бок дельфина опустился под воду вновь: \\\"Я слышу, я слышу, как он говорит.\\\" И вот ты уже плывёшь рядом с ним. Ты прижимаешься к нему в воде, начинаешь рассказывать нам, что верхний плавник твоего дельфинёнка с внутренней стороны горячий, а с внешней прохладный - и это правда. Ты объясняешь нам, что он самый лучший на свете, твой дельфинёнок и, что теперь ты умеешь дышать как он, нырять как он, плавать и даже говорить...\r\n \nВдруг неожиданно ты спрашиваешь: \\\"Дельфинёнок, ты возьмешь меня в свою стаю?\\\" Но дельфин устало застыл на воде и молчит, и ты произносишь: \\\"Лена, поговори, пожалуйста, за него. Ты ведь умеешь...\\\" Ты принял мою игру, ты четко осознал, что это игра и это прекрасно.\nВас было шестеро и вы все по разному общались с ними, но каждый из вас \\\"стал дельфинёнком\\\" и написал свою сказку для своего друга. С каждым из вас на занятиях после плавания в бассейне мы рисовали для дельфинов.\r\nМы садимся за стол напротив окна, и перед нами лежит белый лист бумаги. Краски стоят рядом и я называю каждый цвет. Мы вспоминаем, какого цвета глубина, солнце, радость, дождь... Вы сами говорите мне, какую краску хочеться взять. Ваши пальчики скользят по листу бумаги. Мы рисуем картины своим друзьям дельфинятам. Мы рисуем свои чувства.\r\nМы прощались с дельфинами. Слёзы на твоих глазах, мой маленький мальчик, такие настоящие, такие горькие и соленые... Ты стоишь на помосте и показываешь дельфинам свои картины, ты расстроен, твои руки дрожат. Это дельфины подарили тебе новый мир, а мы просто постарались объяснить тебе, что есть такие чувства, как любовь, преданность, нежность, разлука, доверие, красота и свобода. Этот мир принадлежит тебе, помни об этом.\r\n/моим маленьким ученикам, которые видят только свет посвящается...\r\nВане, Даше, Кириллу, Насте, Ане, Боре, Алисе, Даниле и всем остальным.\\\"', '', '', 'Маленькие незрячие дети в мире дельфинов', 'Я хочу открыть своему ребенку весь мир, но я не знаю, как..!?Скажите мне, когда (с какого возраста) надо учить незрячего малыша слушать шорох падающей листвы, ловить губами капли дождя, различать', 'дельфина, дельфин, дельфином, рядом, когда, глаза, детей, Санкт, дельфинов, очень, дельфинами
Похожие ПУБЛИКАЦИИ
Комментарии
К данной новости еще никто не оставлял комментариев, но вы можете стать первым оставив свой комментарий.
Добавить комментарий
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Информация
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Для того что бы добавить комментарий, вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.